Для эффективного нанесения порошковой краски пневмосистема должна быть сухой и чистой. За это отвечает блок подготовки воздуха. Без него в зону распыления попадет пыль и влага. В результате на поверхности появятся дефекты покрытия. Заказчик забракует работу маляров и выберет другое предприятие. В статье приведем полную информацию об устройствах очистки, дадим советы по выбору.
Назначение
Простой блок для подготовки воздуха
Блок подготовки воздуха (БПВ) — элемент пневматической системы, который помогает очистить, осушить, обогатить сжатый воздух масляным аэрозолем или убрать из потока компоненты смазки.
После запуска системы, компрессор начинает всасывать атмосферный воздух снаружи помещения. Из-за плохой экологии, высокой влажности, экстремальной климатической обстановки в пневмоинструменты может попасть сажа, абразивные частицы и влага. В результате забьются каналы для циркуляции. Блок подготовки убирает из воздуха все примеси и делает его пригодным для поступления в трибостатические и электростатические пистолеты. Оборудование решает следующие задачи:
- нагнетает масло для пневматических приводов (лубрикация);
- чистит от грязи, механических взвесей наподобие пыли;
- осушает путем отделения влаги от воздушного потока;
- регулирует давление воздуха внутри системы;
- отделяет смазку от воздушного потока;
- разветвляет поток на 1-4 контура.
В установках для порошкового окрашивания со встроенным блоком подготовки не используют масло. Поэтому оборудование задерживает смазку и не дает ей проникнуть в пневмосистему.
Устройство
Из чего состоит БПВ
Основой блока служит корпус. К нему подключают необходимые модули. Стыковка выполняется через резиновые прокладки байонетного разъема или с помощью резьбового соединения ½ дюйма. Внутри корпуса установлены клапаны: сброса давления, обратные. Порой для снижения шумов снизу монтируют глушитель. Он повышает уровень комфорта при работе операторов краскопульта. Основные модули:
- редуктор для поддержания давления;
- распылитель масла — лубрикатор;
- фильтр, очищающий воздух;
- отделитель масла или влаги;
- манометр;
- осушитель.
Каждый компонент системы выполняет важную функцию. Редукционный клапан поддерживает давление в заданном рабочем диапазоне. Фильтр чистит воздух от механических частиц, капель масла и воды. Все ненужное задерживается на стенках фильтрующих элементов под действием центробежных сил. Есть 3 вида очистки:
- Q: Грубая. Абсорбирование частиц с размерами от 5 до 40 мкм.
- P: Мелкая. Поглощение влаги и пыли фракций до 1 мкм.
- D: Микро. Улавливание загрязнений до 0,01 мкм.
Маслоотделитель блока подготовки собирает из сжатого воздуха масляный туман, который поступает в контуры из системы смазки мотора компрессора. Лубрикатор выполняет противоположную функцию — добавляет смазку, необходимую фрикционным узлам пневмосистемы.
Комплектация
Сжатый воздух используют не только в установках порошковой окраски. Принцип широко применяют в промышленности. В зависимости от задач комплектация бывает следующей:
Назначение пневмосистем |
Модули |
Питание инструментов |
Редуктор, лубрикатор, влагоотделитель, фильтрующий элемент |
Покраска |
Манометр, влагоотделитель, редуктор, фильтр масловлагоотделитель |
Автотракторная техника |
Редуктор, маслоотделитель, влагоотделитель, фильтр |
Сначала воздух поступает в блоки фильтрации, там он очищается от влаги, масла и абразивных частиц. Когда в системе возникает избыточное давление, включается специальный клапан и стравливает лишний воздух.
Правила выбора
У блоков подготовки воздуха модульная структура. Поэтому можно выбрать только необходимые компоненты. Сделаем это на примере пневматического оборудования для окрашивания порошковой краской. Блок периодически придется отключать. Поэтому нужна запорная арматура. С этой ролью справится обычный вентиль.
Принцип работы БПВ
Для равномерного окрашивания необходимо поддерживать уровень давления, который рекомендуют технологи предприятий и производители порошковых красок. Значит, без редуктора не обойтись. Чтобы обеспечить визуальный контроль показателя, понадобится манометр.
Воздушная смесь не должна содержать влагу и масляный туман. Очистку выполнят следующие компоненты: фильтр, масловлагоотделитель.
Этих модулей вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу установки для порошкового окрашивания.
Технические характеристики
Обозначим эталонные параметры, которые характерны для блока подготовки воздуха, пригодного для эксплуатации на окрасочном участке:
Характеристика |
Значение |
Максимальное давление |
10 кгс/см² |
Масса |
5,1 кг |
Степень очистки воздуха |
99,8% |
Расход воздуха при давлении 6,3 кгс/см² |
0,16 м³/мин |
Оборудование работает по простому алгоритму. После компрессора воздух проходит через открытый вентиль и попадает в фильтр с функцией влагоотделения. Чувствительность элемента не превышает 40 мкм. Этого достаточно. В корпусе накапливается конденсат, для его удаления понадобится специальная ручка. Сухой воздух направляется в маслоотделитель. Редуктор поддерживает постоянное давление, а манометр помогает контролировать показатель на выходе.
Профессиональное оборудование для очистки воздуха в пневмосистемах производит «Группа Компаний Центр порошковых покрытий Радар». Блоки подготовки обеспечивают высокую производительность и не ломаются в самый ответственный момент.